За 45 дней Игорь Замлинский и Глеб Поляков получили от любителей кофе $370 000 на свой стартап — кофемашину
Проект двух русских студентов, живущих в Америке, вошел в десятку самых финансово успешных проектов на Kickstarter —
краудсорсинговой платформе, где можно собрать деньги на реализацию
креативной идеи, если она понравится другим пользователям. Там 25-летний
Игорь Замлинский и 23-летний Глеб Поляков получили $370 000 на
реализацию своей идеи. За 45 дней их стартап поддержали более 1500
человек с разных концов земного шара. «Секрет нашего успеха прост: мы
создали то, о чем мечтали сами, по цене, которая доступна многим.
Представьте себе кофемашину, которую можно самостоятельно
перепрограммировать при помощи домашнего компьютера: повысить
температуру воды, изменить давление. В мире полно кофеманов, которые
хотят этим заняться», — рассказывает Глеб.
Он и сам один из таких гурманов. Однако, как и многие любители кофе,
столкнулся с насущной проблемой: приличную кофемашину не купишь дешевле
$700. «Тогда мы с Игорем подумали: почему она стоит так дорого? Мы все
просчитали, но так и не нашли этому объяснений. И так как платить 700
баксов не хотелось, мы решили сделать себе кофемашину сами. А спустя
какое-то время подумали: быть может, это идея для бизнеса?».
Пожертвовали дизайном
Глеб и Игорь общаются между собой исключительно по-английски, хотя
оба по-прежнему считают себя русскими. Их родители эмигрировали в
Америку в начале 1990-х, и, оказавшись соседями, мальчики стали сначала
друзьями, а теперь и компаньонами по бизнесу. Сейчас Игорь, выпускник
Политехнического университета Вирджинии, готовится к получению степени
магистра в сфере машиностроения. Глеб изучает физику в Технологическом
институте Джорджии. И попутно помогает вести дела своей маме — она
держит в Атланте небольшое кафе европейской и русской кухни. Держатели
таких кафетериев — еще одна категория потенциальных клиентов Глеба и
Игоря. Однако в первую очередь машина, названная по инициалам создателей
ZPM Espresso, ориентирована на домашнее использование.
«Сейчас на рынке существует два типа эспрессо-машин. В моделях,
предлагаемых по доступным ценам, нет хорошего механизма контроля
температуры и давления. То есть эти показатели постоянно «плавают»,
поэтому качество кофе невысокое, — рассказывают изобретатели. — Если вы
серьезно интересуетесь кофе, вам приходится смотреть более продвинутые
модели, а цены на них зашкаливают».
Русским инженерам удалось создать аппарат, который соответствует
обоим этим требованиям: небольшая цена (розничная стоимость кофемашины
не будет превышать $400) и высокое качество кофе. Гордостью
изобретателей стал модифицированный термоблок, который обеспечивает
мгновенное переключение между приготовлением кофе и подачей пара, а
также осуществляет быстрый нагрев и поддержание нужной температуры
воды. А главная инновация — встроенный ПИД-регулятор, который обычно не
используется в кофемашинах этой ценовой категории. Регулятор помогает
зафиксировать температуру и давление во время приготовления «шота».
«Конечно, чтобы сократить цену, было необходимо чем-то пожертвовать.
Главным образом, мы сэкономили на дизайне, — рассказывают изобретатели.
— Гладкость и обтекаемость форм, присущая большинству кофемашин, стоит
больших денег. Сделать машину из металла с плоскими поверхностями и
острыми углами — намного дешевле. И работать с ней гораздо проще для
нас».
Альтернатива лизингу
На инженерные разработки и создание финального прототипа
изобретателям потребовалось около двух лет, еще полгода — на подготовку
бизнес-плана. От мысли о поиске инвестора парни отказались практически
сразу. «Инвесторам нужна доля в бизнесе, и немаленькая. А мы хотели
сохранить контроль, насколько это возможно», — поясняет Игорь.
Идея попробовать собрать недостающие средства при помощи
краудфандинга изначально воспринималась скорее как потенциальная
альтернатива лизингу. Кроме того, это был хороший шанс «забросить
удочки» в сообщества кофеманов. «Мы установили желаемую сумму — $20 000.
Эти деньги были необходимы на покупку оборудования, — рассказывают
предприниматели. — И представьте наше удивление, когда на следующее утро
мы увидели, что $20 000 уже собраны».
Заявив о будущей розничной цене $400, пользователям Kikstarter
предложили приобрести ZPM Espresso за $200. После того как первые 450
аппаратов были проданы, цену подняли до $300, а затем и до $350, но
интерес к предложению не угас.
Стремительность такого успеха — во многом заслуга социальных сетей,
уверены Игорь и Глеб. Более 2000 «лайков» появилось через Facebook,
ссылки на Kickstarter и описание проекта ZPM Espresso люди ставили в
своих блогах и твиттере. Сообщество кофеманов — аудитория узкая и
сплоченная. К тому же дотошная. На изобретателей шквалом посыпались
вопросы о мельчайших тонкостях работы кофемашины. Ежедневно на общение с
потенциальными покупателями уходило не менее четырех часов. А в
дальнейшем было принято решение взять в команду еще двух человек,
которые будут ответственны за коммуникации с клиентами.«Такой высокий
спрос заставил нас задуматься о проблемах, которые, как нам казалось, не
коснутся нас еще долгое время. По сути, весь наш бизнес-план потребовал
переработки, потому что мы рассчитывали на 50-100 заказов на данном
этапе, а сейчас их у нас больше тысячи».
Чтобы сделать товар более универсальным и обеспечить возможность
ремонта в любой точке мира (на данном этапе продукция не имеет
гарантийного обслуживания), кофемашины собирают из самых массовых
запчастей, выпускаемых крупными фирмами и продаваемых в розничных
магазинах. До успеха на Kickstarter Глеб и Игорь планировали
самостоятельно закупать детали в торговых точках. Однако при такой
величине спроса встала необходимость формирования налаженных каналов
поставки.
Кроме этого, предпринимателям понадобилось помещение, где будут
собираться и храниться кофемашины. Сборка ZPM Espresso производится
вручную. «Собрать их собственными усилиями уже не получится — на каждую
машину нужно потратить около часа. Думаю, мы наймем несколько студентов,
которые будут помогать нам выполнять эту работу. В любом случае сейчас
ручная сборка — это дешевле для нас, чем переход к автоматизированному
производству».
Начать розничную продажу кофемашин создатели планируют через год:
скорее всего, продажа будет осуществляться через сайт компании,
Amazon.com и местные кофешопы.
Кофейная Википедия
Еще одно ноу-хау, которое хотят привнести на рынок изобретатели,
— это открытое программное обеспечение для кофемашин. Политика открытого
кода позволит кофеманам самостоятельно вносить изменения в программу,
менять настройки, а следовательно, экспериментировать с режимами варки и
вкусом напитка.
Для реализации этой идеи создатели взяли за основу
аппаратно-вычислительную платформу Arduino. Эта платформа пользуется
огромной популярностью во всем мире благодаря удобству и простоте языка
программирования, а также возможности корректировки кода через USB без
использования программаторов. «Говоря откровенно, мы не самые хорошие
программисты на свете. Есть люди, которые разбираются в этом гораздо
лучше, чем мы. Так почему бы не дать им шанс самим покопаться в
настройках?» — рассуждает Глеб.
Желание корректировать код самостоятельно не раз было озвучено
потребителями как на специализированных сайтах, посвященных кофеварению,
так и на самом Kickstarter. В дальнейшем изобретатели кофемашины
планируют открыть форум, где пользователи смогут обмениваться кодами и
обсуждать возможности его усовершенствования.
«Мы хотим создать нечто, что будет жить своей жизнью, подобно
Википедии. Есть готовая основа, и есть люди, которым интересно ее
дорабатывать. Новые и новые пользователи будут вносить свой вклад в эту
программу, и в результате они придут к чему-то такому, что мы сейчас не
можем даже представить».
Создатели аппарата уверены, что кофеварение — отличная почва для
внедрения инноваций. Уже известно, что следующим шагом станет разработка
приложения для Android, позволяющего управлять ZPM Espresso с
мобильного телефона. По прогнозам создателей, оно станет доступно
пользователям в 2013 году.